Персональный сайт учителя - логопеда Евдокимовой Ирины Геннадьевны
Биоэнергопластика
Взаимосвязь артикуляционной и пальчиковой гимнастик.
Умение говорить правильно и красиво имеет большое значение для полноценного развития личности человека. Ведь успешным человека во многом делает его умение общаться с другими людьми, говорить внятно, грамотно и интересно. И наоборот, неясная речь во многом затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко отрицательно сказывается на характере человека. Начинать заботиться о качестве речи ребенка надо как можно раньше, тем более что число детей с речевыми дефектами год от года не уменьшается, а растет.
Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно. Одним из важнейших ее качеств является звукопроизношение. Звуки речи образуются благодаря слаженной работе артикуляционных органов: губ, щек, мягкого неба и языка. Подвижность их обеспечивается работой многочисленных мышц, а образование голоса невозможно без участия органов дыхания. Ведь источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Уже в младенческом возрасте ребенок совершает разнообразные движения языком, губами, издавая при этом фонетически неопределенные звуки. Малыш прислушивается к этим звукам, вновь старается произнести их и, таким образом, бессознательно тренирует свой речевой аппарат, как бы настраивая его под звуки родного языка. Чем старше становится малыш, тем осознаннее происходит этот процесс. Ребенок старается воспроизводить разнообразные звуки, которые слышит от окружающих его взрослых. Для этого он внимательно всматривается в лица говорящих с ним людей, вслушивается в их речь, старается копировать звуки, слоги, а затем и слова, передавать разную интонацию. В задачу логопедической работы входит развитие всей речевой системы ребенка. Благодаря специальным дыхательным, голосовым и артикуляционным упражнениям достигается укрепление мышц, обеспечивающих речевой акт, возрастает их сила и подвижность. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, достаточную громкость, соблюдение пауз, сохранению плавности речи и ее выразительности. Для развития дыхания можно предложить массу разнообразных игр, в которых дается задание подуть на игрушки, сделанные из бумаги или ваты. Главная задача этих игр – вырабатывать сильный плавный удлиненный выдох, формировать целенаправленную воздушную струю. Основное требование: игрушка, на которую дует малыш, должна находиться на уровне губ (на расстояние 10-15см от них), а щеки ни в коем случае не должны надуваться. Если же ребенок шумно дует, щеки у него надуваются, то можно предложить ему придерживать щеки ладонями. При выполнении голосовых упражнений надо обратить внимание на продолжительность произнесения тех или иных звуков. У дошкольников длительность пения на одном выдохе соответствует количеству полных лет. Так, двухлетний малыш может тянуть звук в течение 2 секунд или пропеть подряд два гласных (например, «Ау!»), трехлетний – 3 секунды или 3 звука и т.д. основные характеристики голоса человека – высота (голос может быть низким или высоким) и сила (голос может быть тихим и громким). Во время логопедических занятий важно научить ребенка смотреть на собеседника и следить за движениями его губ и языка. Благодаря этому ребенок учится копировать артикуляционные движения, достигая все более точного воспроизведения звуков родной речи. Артикуляционные упражнения особенно необходимы детям, у которых отмечается задержка речевого развития, и дошкольникам, имеющим нарушение звукопроизношения. Выполнять упражнения для губ, щек и языка нужно ежедневно, по нескольку раз в день, причем повторять каждое упражнение следует не один, а несколько раз подряд. На логопедических занятиях необходимо совершенствовать и слуховое внимание, и речевой (фонематический) слух малыша. Ведь для того, чтобы произнести слово правильно, его сначала надо как следует расслышать. Существует взаимосвязь – точное слуховое восприятие звука стимулирует правильное его произношение, а правильная артикуляция. В свою очередь, способствует лучшему фонематическому восприятию (восприятию на слух звуков – фонем – родного языка). Важно, чтобы ребенок вслушивался в речь окружающих и свою собственную, мог точно воспроизводить звуки, слоги, а на их основе и слова, состоящие из нескольких слогов. Для того чтобы малыш мог произносить сложные по слоговой структуре слова, например, «велосипед», «аквариум», «милиционер», необходимо развивать у него не только артикуляционные навыки и длительный речевой выдох, но и речевой слух, чувство ритма. В комплексы артикуляционных упражнений входят также разнообразные пальчиковые игры. Это неслучайно. Пальчиковые игры всегда привлекают внимание детей и являются средством отдыха во время логопедических занятий. Кроме того, как свидетельствуют научные данные, развитие подвижности пальцев рук способствует развитию речи. Вот почему проведение игр с пальчиками, особенно в сочетании с артикуляционными и голосовыми упражнениями, очень полезно для дошкольников. 25 февраля 2018 в 14:54
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.